АЛИСА в стране негативов

Александр Полищук для FUZZа.

 

Формальным (или, так сказать, информационным) поводом для встречи с Валерием Потаповым явился предстоящий выход в свет его нового проекта – «АЛИСА. Книга фотографий». Почти всегда оставаясь за кадром, фотограф за время существования коллектива (а это уже 20 лет) наблюдал за жизнью музыкантов, Константина Кинчева, друзей, фиксируя на плёнке массу интересных деталей и нюансов взросления суперколлектива , Разумеется, беседа затянулась – много повидавшему, рассудительному, вдумчивому мастеру было что рассказать. Он был свидетелем многих событий – и всем хорошо известных и давно описанных, и не известных совсем, давно позабытых даже самими их участниками. Фотографии Потапова и его комментарии зачастую – уникальны:

АЛИСА...

 

FUZZ : Валерий, итак – книга об АЛИСЕ...

Валерий Потапов: Альбом фотографий. Название подбиралось долго – как и варианты обложки. Что-то было у меня, что-то придумывали издатели; Кинчев тоже своё предлагал. Но остановились все-таки на «А. Книга фотографий». Звучит несколько претенциозно, типа КНИГА БЫТИЯ, но в полной мере отражает суть, как мне кажется. К тому же – это здорово смотрится: раскрываешь толстую обложку – и дальше всё фотографии, фотографии, фотографии…

 

FUZZ : Как все это будет выглядеть?

 

Валерий: Это будет стополосный альбом с плотной картонной обложкой, внутри крепление на пружине. Хорошая бумага. Полноцвет для всего, включая и чёрно-белые снимки. Это не просто сборник фотографий, сделанных в разные годы, это часть лучшего из лучшего, тщательно отобранные снимки. Как бы greatest hits . Мне была предоставлена возможность сделать все самостоятельно , ну я и оттягивался. Очень хотелось , что бы небольшие комментарии написал сам Костя, макет у него пролежал несколько дней, но это был период репетиций и я прессенговать не стал. Параллельно с книгой открывается сайт по адресу www . alisafoto . ru и дальше, если народу это будет интересно, мы постараемся собрать как можно больше информации и комментариев по всем изображениям. Отбирая фотографии, я исходил из одного принципа – они должны были быть интересны мне самому. Поэтому, там будут и уже давно ставшие «классические» кадры и какие-то архивные, давно и основательно забытые материалы, по тем или иным причинам в свое время не опубликованные, и то, что я сам увидел впервые.

FUZZ : Таковых будет много?

 

Валерий: Достаточно. Хотя какой-то материал, конечно, кое-кто видел. Но даже известные вещи... Как сделать содержание книги наиболее привлекательным? Мы попробовали чередовать большие хиты с небольшим форматом вариантов соседних кадров. Как бы выстраивать историю – разворот: большая «классическая» фотография, всем известная, а рядом (или на следующей странице) – варианты никому не известные. То есть, снимки, сделанные на мгновение раньше или позже «основной» фотографии, или – изображающие то, что происходит где-то рядом – может быть не столь качественные, но позволяющие передать саму атмосферу происходящего, тот драйв, энергию, которые исходили от группы. Ведь бывает, вокруг одной фотографии – три – четыре пленки сделаны, и каждый дубль – что-то новое : эмоция, жест, поза…

 

FUZZ : Уместно ли в данном случае говорить о каких-то стилистических особенностях, о жанре?...

 

Валерий: Ой, не стоит. Я ко всему к этому отношусь с изрядной долей скепсиса. Меня само слово «художественность» напрягает...

FUZZ : Каков будет тираж?

Валерий: Небольшой. На уровне коллекционного издания , хотя оно и будет продаваться по минимальной цене. Отбивая себестоимость. Это будет что-то около 500 рублей. Совсем немного, подразумевая, что издание рассчитано не на массового потребителя, а на почитателей творчества Кинчева. На алисоманов, проще говоря. По-моему, пока что ни у одной из наших групп такого альбома не выходило. Так что – будет чем гордиться! (смеется – А. П.).

 

FUZZ : А чем обусловлено ваше пристальное внимание именно к АЛИСЕ и Кинчеву?

 

Валерий: Так уж судьба завернула. С Кинчевым всегда очень легко работать он прекрасно чувствует и себя и фотографа (и на сцене и в студии ..), постоянно контролирует ситуацию. Снимать его интересно. Ну, и мужик ведь фактурный... Поэтому, я считаю, что он является полноценным соавтором всех этих фотографий.

 

FUZZ : А личное общение?

 

Валерий: Да то же самое! У нас с ним никогда не было никаких конфликтов. Ну, и я ведь никогда не зарабатывал на рок-н-ролле. Между нами никогда и не стояло никаких денег, а то, чем занимается он и то, что делаю я, это совсем разные области творчества.

 

FUZZ : А как вы познакомились?

Валерий: В 1985 году я пришел из армии и первый концерт, на который меня провёл Алексей Курбановский, был концерт мне тогда мало известной АЛИСЫ. И я понял, как все это весело, здорово, в общем классно . А познакомились, когда я первый раз их снимал. Это был конец 86-го года, «Музыкальный Ринг», который так и не был показан, о чем, впрочем, по-моему, ни Кинчев, ни кто другой – не жалели особенно... После записи я подошел к Пете Самойлову и спросил, как им передать фотографии . Они меня пригласили на свой предстоящий концерт – в ДК Крупской. Зимой 86-87-го как раз пошли концерты по Домам Культуры – Железнодорожников, Крупской, Ильича. Последнее выступление было в ДК Невский – потом уже пошли стадионы, начиная с пресловутой серии выступлений в «Юбилейном»... Вот тут как раз отображена типичная атмосфера выступлений в ДК. Это за кулисами.

 

FUZZ : А что за девушка?

Валерий: Лена Вишня. Не узнать? (хохочет – А.П.). Сколько времени-то прошло! Вон – Панкер молодой... Это все в гримерке перед концертом...

 

FUZZ : Те знаменитые концерты в «Юбилейном» – вы снимали?

Валерий: Да. Самое свинство, самое дерьмо там происходило на улице, а не в зале. Ноябрь 1987. После того, как практически разнесли ДК Невский – уже было понятно, к чему дело идет. Куча милиции, которая совершенно ничего не может сделать... И тоже самое в «Юбилейном». Было ощущение, что это у ментов крыша отъехала, а не у фанов . Они просто не знали, как себя вести, привыкли к совершенно определенным методам, к другой публике ну и ещё больше спровоцировали ситуацию. Вместо того, что бы открыть все двери в фойе, они продержали народ на улице до последнего и минут за 15 до начала концерта открыли одну дверь. Впрочем, может это я дурак так до сих пор ничего не понял, а это именно так и было задумано. Ну а дальше - давка, и всё такое, кто-то пострадал ... Все люди, как-то связанные с АЛИСОЙ, естественно, пришли задолго до начала и старались на улицу уже не выходить. А у Кости жена тогда беременная была – ну что ей там было париться. Ну, и произошла вся эта известная история.

 

FUZZ : Времена были стремные. Что запомнилось?

 

Валерий: ...Чувство отсутствия смысла в работе. Снимал для собственного удовольствия. Ну, были еще съемки для альбомов...

 

FUZZ : Первым альбомом была «Блокада»?

Валерий: Да. Мы уже друг друга знали и не было никаких проблем. Когда зашла речь об оформлении этой пластинки – стало понятно, что надо делать нормальный стильный постер. Повозились и сделали.

                        

FUZZ : Это, в частности, где четверо музыкантов лицом к объективу, а пятый – спиной?

Валерий: Да. Это затылок Столыпина. В тот день Хан-Поль Кондратенко в партию коммунистическую вступал (хохочет – А.П.). И никак не мог отмазаться от партии этой... Кстати, та фотография, что позиционировалась, как «10 лет спустя» (она есть в оформлении «Джаза») – сделана лет через семь-восемь... Мне до сих пор очень нравится то, как мы сделали «Блокаду». И «Шабаш»…

FUZZ : А более поздние альбомы?

 

Валерий: Мне оформление последнего альбома очень понравилось – «Сейчас позднее...». Очень хорошо, когда обложка несет значительную смысловую нагрузку.

 

FUZZ : Вы тогда много ездили с группой?

 

Валерий: Доводилось. Псков – первая поездка, вторая... Была поездка в Гурзуф, в Крым, в 1987 году. Там был фестиваль в Симферополе. Первая, по-моему, поездка такая... ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК, ТЕЛЕВИЗОР, ДДТ и АЛИСА. Юг, тусня. Тогда как раз «Взломщик» вышел... Была чумовая съемка в Москве, там, где «нехорошая квартира»...

 

FUZZ : Садовая, 50 – 302-бис?

 

Валерий: Да. Вообще –то началось с того, что появилось желание сделать нормальным оформление «ЭНЕРГИИ». Мысль и зацепилась: энергия…что это за шаги на лестнице….а это нас арестовывать идут..

Людей, которые жили на это й леснице , совершенно к тому времени задолбали. К ним же со всей страны люди ехали, автограф свой оставить на стене. А нам нужен был свет. И Алик Тимошенко, директор АЛИСЫ, деликатнейший человек, позвонился к ним и попросил подсоединиться к электричеству. Даже денег предложил. Денег они не взяли, но – помогли... Там целая пленка была снята...

FUZZ : Какие еще из вошедших в альбом сессий стоило бы выделить?

Валерий: Да они все по своему хороши. Например, в Калининграде, в зоопарке. Или совершенно уникальная съемка для MTV . В то время! Кинчев с бородой... Это год 87-й. MTV что-то там записывало (никто, опять же, этого ролика не видел).

Всегда интересно как ребята работали. Моментами это было вообще что-то... Один раз Костя в публику прыгнул, прямо на головы, и на сцену вернулся разодранный, в синяках . По моему больше не прыгал . Все классно – концерт идет, народ шумит. Отыграли программу. А публика все то же: «Мы вместе! Мы вместе!». Все как обычно. И тут Кинчев чуть ли не силком ребят опять на сцену вывел: «Давайте по полной!». Петька, потный, больной : «Не могу больше, рука не шевелится, больно!». А Кинчев все равно: «Давай! Выкладывайся! ». Ну, и сыграли они тогда фантастически... Еще была хорошая сессия у Мраморного дворца, в то время – музея В.И. Ленина. Я там работал тогда фотографом.

И, кстати, после этой «АЛИСЫ с косой челкой»... Там же две фамилии упоминались – Кинчев и Потапов. Кинчев – как главный гитлерюгенд, а я – такой приспешник, который под музыку параллельно старушек мочил. И когда после выхода статьи пришел на работу – три дня со мной вообще никто не разговаривал, телефон молчал как обрезанный. Я понимал, что что-то там решается... что люди серьёзно обдумывают, что делать с этим негодяем - Потаповым. И меня вытащили на общее собрание коллектива, где несколько часов во всех подробностях рассказывал, как все было на самом деле. И мне в конце концов поверили, оставили на работе! Правда, потом пришлось все то же самое рассказывать лично директору Музея В.И.Ленина с глазу на глаз. Ему, наверное, западло было вместе со всеми слушать...

FUZZ : В 90-х уже пошли эксперименты?

 

Валерий: По сути дела, да. Я понял, что все, что мог отснять на сцене – уже отснял. Пошли какие-то пробы, поиск направления.

 

FUZZ : А последняя съемка АЛИСЫ где происходила?

Валерий: В студии, на проспекте Обуховской Обороны. До этого я к Кинчеву заезжал именно по поводу этой книги – показать материалы, поговорить – мы не виделись очень давно. И он говорит: «Вот, у меня новый состав. Давай поснимаемся?» Съёмка была 29 февраля .

           Выражение Кинчева: «Косая челка 20 лет спустя».

 

...и другие  

 

FUZZ : Если немножко отойти от основной темы. С чего для вас началась фотография?

Валерий: ...В детстве я как то выносил мусорное ведро, и в помойке обнаружил проявленную пленку. Очень осторожно поднял и долго разглядывал. Не знаю почему, но тогда меня это совершенно потрясло – это был какой-то другой, перевернутый мир. И возник фантастический интерес. Лет в 12-13 мой брат показал мне весь процесс целиком – это уже было на уровне озарения. Правда, для того что бы понять что именно в этом предназначение потребовалось ещё лет 10...

До поры до времени как и все снимал любительски. Потом поступил в Институт Культуры...

Музыка... Я думаю нашему поколению очень повезло. В юности нас окружала фантастическая музыка – я могу даже сейчас вспомнить, как доставал, у кого записывал и как слушал каждый новый альбом, скажем группы Pink Floyd …. Перло так, что –ух! Сейчас, увы, такого нет... И были пластинки – со своим особым запахом, с обложкой. Компакт-диски никогда не смогут соперничать с виниловыми пластинками в силе своей ауры...

В начале 80-х я состоял в известном клубе «Зеркало». Когда нужно было делать выставки – приходилось идти в ЛМДСТ – литовать фотографии. Там этим занималась одна совершенно кошмарная девица – тихий ужас для всех питерских фотографов. Как-то я стоял на Рубинштейна, ждал эту самую девицу, и случайно увидел какой-то стенд: «Новости Ленинградского Рок-клуба». Помню, что отнесся к этому более, чем иронически, про себя похихикал – ну, подумал, собралась там компашка. Адептов... Так я первый раз узнал о Рок-клубе. Это был 1981 или 1982 год. В 83-м я ушел в армию. Служил в Монголии и вот там –то впервые услышал АКВАРИУМ – у офицеров были магнитофоны и мы все это дело слушали. А в 85-м я, как уже говорил, впервые попал на рок-концерт, на АЛИСУ... Все просто супер было – вот этот кусок – АЛИСА, АКВАРИУМ, КИНО.

 

FUZZ : С кем довелось поработать помимо АЛИСЫ?

Валерий: Снимал очень многих... это список длинный
А поработать посчастливилось с немногими: Сергей Селюнин, Фёдор Чистяков, Леонид Фёдоров, Сергей Чиграков, Олег Гаркуша, Оля Першина, АУ….

FUZZ : АУ...

Валерий: Да. Со Свиньей замечательные отношения были. Ну, я так понимаю, что ему очень нравилось то, что у нас получалось . Те, кто были у него дома, говорили мне, что наши снимки висят у него на почетном месте. А если уж Свинья что-то дома вешал – это много значило, я так понимаю... И меня всегда забавляла одна фразочка его. Когда он звонил, то представлялся фразой: «Здравствуйте, это вам со свинофермы звонят!» Работать с ним было очень комфортно – абсолютно нормальный был человек.

 

FUZZ : А оформление альбомов?

 

Валерий: Любимая тема. Сейчас уже где-то около 60 альбомов...Есть, как мне кажется, несколько настоящих «шедевров» (это то, что мне лично очень нравиться!) – и по музыке, и по оформлению. Это и «Блокада», и «Шабаш», и «Песни о безответной любви к Родине»

НОЛЯ, «Гайдном Буду!» Чижа… Остальное – что-то получше, что-то – похуже. Но больше всего я работал, конечно, с АЛИСОЙ и НОЛЕМ. Потом – с Чижом. Его последний сольник – замечательная пластинка получилась. Очень люблю, что записывают Настя Полева с Егором...

 

FUZZ : С РАЗНЫМИ ЛЮДЬМИ через Чижа контакт произошел?

Валерий: Ну, в общем, да... Хотя к стыду своему могу сказать, что мог бы познакомиться с ними значительно раньше. Дело в том, что на фестивале Рок-клуба на «Зимнем стадионе» Чернецкий выступал после АЛИСЫ – мы уже бухали во всю и ничего не видели. К сожалению. Потом в записи смотрели.

 

FUZZ : Что было в 90-х?

Валерий: А это по анекдоту про шарики.

Когда мужик приходит в магазин сдавать бракованные шарики.

И продавец его допытывает-в чём брак-то, может дырявые?

-Да нет, говорит, нормально надуваются,

-Может, краска сползла?

- Нет, с цветом всё в порядке.

-Так в чём брак-то?

-А не радуют.

 

СПЛИН... Но я вот как то СПЛИН причисляю еще к той, рок-клубовской генерации. С Васильевым нас познакомили девчонки ... Первый раз я их фотографировал тогда, когда они играли по клубам. Нельзя сказать, что первые съёмки были удачными. А потом – когда у них выходил «Фонарь под глазом» – была одна нормальная сессия. Вот там уже все получилось хорошо. Но дальше как-то не сложилось...

А еще есть БАБСЛЭЙ – группа такая совершенно замечательная...

FUZZ : НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ?

 

Валерий: Имеется в виду обложка FUZZ а?

Красивые, талантливые девушки. Сейчас, правда, я бы, наверное, придумал бы что-нибудь по-лучше... Ну, это опыт. Для НОЧНЫХ СНАЙПЕРОВ та съемка для обложки FUZZ'а стала, мне кажется, вообще таким ключевым моментом. До этого они были... такие просто девчонки . А я очень хотел, что бы они почувствовали свою женскую красоту, силу, и у них появилась эта уверенность – и одеваться стали стильно, причёски…. Врятли это уж прямо моя заслуга, но свою некоторую лепту в это внес.

 

FUZZ : Укладываются ли вообще в эстетику рок-фотографии попытки героинь обнажиться перед объективом?

 

Валерий: Сам вопрос немножко не корректно звучит, типа так и рвуться – разденьте! разденьте!

Красота это сила, это данность от Бога. Если это укладывается в некую общую концепцию, если это действительно здорово – почему бы и нет? Главные критерии – целесообразность и стиль.

 

FUZZ : Был такой классный проект «Сайгон». Будет ли что похожее? Может быть продолжение или развитие идеи?

 

Валерий: Проект был, в самом деле, классный, но продолжение последует вряд ли. Может быть будет что-то на сайте в Интернете. Там я могу делать, что хочу и как хочу. Сейчас для меня это очень важно. Пока останавливает некомпетентность собственная в технических вопросах. Нужно осваивать программы, технологии. Всё хочу делать сам, а для этого необходимо время.

FUZZ : Вы сказали, что осознание своего места в мире, правильности выбора профессии, пришло к вам достаточно рано. С течением времени не наступило ли разочарование или пресыщение?

 

Валерий: Вот уж чего нет. Фотография это такая красивая и умная дамочка с бездонными глазами, в которую уж если влюбишься, то навсегда.

 

FUZZ : Можно ли назвать что то главное, что дала вам профессия?

 

Валерий: Да, можно. Я познакомился с массой замечательных людей.

 

Александр ПОЛИЩУК

 

P . S . В день, когда я прочитал Сашину заметку, из типографии привезли первый экземпляр книги.

Выглядит действительно круто, никакой всё-таки Интернет не передаст этого ощущения, это надо видеть и трогать. Главного мы всё-таки добились - сделали очень хорошую книгу об очень хорошей группе.

 

Для тех, кому это интересно:

Где будет продаваться – не знаю, но на Алисовских концертах точно.

Заказы: 8 (812) 9-555-011

Электропочта : alisafoto2004@mail.ru

 
Назад!

 

На сайт!